АЭРОГРАФИЯ
ИСТОРИЯ АЭРОГРАФИИ
Великий комбинатор не любил ксендзов. В равной степени он отрицательно относился к раввинам, далай-ламам, попам, муэдзинам и прочим служителям культа.
«-Я сам склонен к обману и шантажу, сейчас, например, я занимаюсь выманиванием крупной суммы у одного упрямого гражданина. Но я не сопровождаю своих сомнительных действий ни песнопениями, ни ревом органа, ни глупыми заклинаниями на латинском или старославянском языке. И вообще предпочитаю работать без ладана и астральных колокольчиков.»
В 1878 году ювелир Эбнер Пилер сконструировал воздушную кисть – аэрограф. Сконструировать-то сконструировал, но все закончилось в тот период на том, что Пилера за "это"... выгнали с работы! Что же: слаб человек, не совершенен! И долго мы все еще будем ждать встречи с инопланетянами... недоросли до этого! Ведь можно обвинять в собственном невежестве кого угодно: инквизицию, последнее Великое Оледенение планеты, нашествие саранчи, бездомных кошек..., а по большому счету, примерно за это сожгли на костре Джордано Бруно... Да, с новое всегда продвигается с трудом! Аэрограф - этот повсеместно используемый инструмент никогда не видел "легкой жизни" на пути к признанию в художественном мире. Официальной датой изобретения инструмента считается 1893 год. Автор - английский акварелист Чарльз Л. Бердик, который в последствии учредил компанию "Фаунтин Браш", которая и выпустила в розничную продажу первую партию аэрографов. Товар, конечно же, не был востребован в художественной среде. А, как известно, господа, нет спроса – нет и предложения!
Энгельс говорит об этом: "...создание искусств и наук - все это было возможно лишь при помощи усиленного разделения труда, имевшего своей основой крупное разделение труда между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руководят работами, занимаются торговлей, государственными делами, а позднее также наукой и искусством. Простейшей, совершенно стихийно сложившейся формой этого разделения труда и было именно рабство" (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1951, стр. 170). Вот так, друзья мои!
МАН РЕЙ (род. В 1890 году. Филадельфия. США) – преподаватель и художник, а также основал движение, прости Господи, дадаизма, который являлся предтечей поп – арта и сюрреализма. Но этот американец всегда старался быть в авангарде нового, передового и как думающий ищущий человек, естественно открыл для себя абсолютно новый инструмент – аэрограф! Это произошло в 1918 году. Рей, создал серию работ, под названием «Первый напыленный объект» и выставил их на парижской выставке, которая «благополучно» провалилась. В прессе поднялась шумиха, критики готовы были растерзать новатора.
История вторая: Королевская Академия искусств отвергает аэрографию Бердика, по причине того, что они созданы не классическим способом, кистью, а аэрографом, то есть, механическим инструментом. Одновременно поносят Манн Рэя за его творчество краскораспыления. Но как бы там не было наступает эпоха фотореализма и аэрограф как инструмент живописи начинает захватывать плацдарм. Справедливости ради, надо сказать, что за Атлантическим океаном это явление успешно развивалось и имеет богатые традиции и корни.
Вот уж, во истину: Ube bene, ibi patrio (лат.) – Где хорошо, там и родина
В музее Гугенхейма в Нью-Йорке, как сейчас принято говорить, номинируется выставка «Фотографический образ». Стиль - абсолютный реализм. Представлено большое количество работ, но они бездушны и неинтересны, носят механический, с привкусом металла и копоти характер. Публику это не привлекает. Работы представляет собой огромные картины с изображением крупных деталей, узлом и целых агрегатов механизмов, автомобилей, искривленных зданий и помещений, каких-то фантастических мотоциклов и урбанистических стилей настоящего и будущего.… В общем, все достаточно банально, отталкивающе и неприятно – впечатлений не производит! Но, эта выставка была «первым блином», а он, как известно, часто бывает комом. Наверное, по-другому и быть не могло, все-таки аэрография это сложный, специфичный вид живописи. Но было сделано самое главное – положено начало! Последовал целый ряд выставок. Квинтэссенцией стала Парижская Биеннале в 1972 году, на которой были представлены новые формы художественного выражения: гиперреализм, или реализм, доведенный до своего предела. Своей кульминации, своей высшей точки! Потому что, «это же элементарно, Ватсон!» Как и в любом деле есть лидеры и есть аутсайдеры, есть авангард и есть арьергард, то есть совершенствовалась техника и работа художников-аэрографиков и сам аэрограф как инструмент. Стали появляться более новые и совершенные модели «воздушной кисти»; появляются новые краски, добавки; вспомогательное оборудование и инструментарий; виды аэрографов; иглы, сопла различных диаметров. А самое главное накапливается положительный опыт, происходит обмен полезной информацией. И вот тут аэрограф становится идеальным инструментом для данной формы искусства с ее характерной четкостью и совершенной законченностью линий, переходами цвета, тона, образа. И только после этого АЭРОГРАФ окончательно и бесповоротно занимает по праву достойное место в мире изобразительного искусства. Этот инструмент входит в постоянный набор художников от начинающих дилетантов до профессионалов высочайшего уровня. К примеру, во время Второй Мировой войны аэрография была распространена среди американских и немецких военных. Так как это удобно для маскировки и потом солдаты, моряки, а в особенности летчики люфтваффе и англо-американские ВВС наносили устрашающие рисунки на борта своих самолетов. В современном мире диапазон применения аэрографа необычайно широк! Конечно, аэрография молодое искусство в мире и у нас в стране, но, к сожалению, приходиться констатировать факт, что рисунки наносятся в подавляющем большинстве случаев на автомобили или в лучшем случае мотоциклы. Хотя любой предмет от компьютерной мышки до человеческого тела может являться исходным материалом. В последнем случае аэрография схожа с боди-артом. Это всегда кричащее, на грани дозволенного, искусство, но это высокое искусство!
Faciarn ut mei memineris! (лат.) – Сделаю так, чтобы ты меня помнил!
Да, как говориться, «обретешь в бою!» Нельзя не отметить прискорбный факт, что знания приходят с практикой, а это эксперименты, затраты, разочарования, слезы, грязь, муки творчества, а зачастую дилетанты нанеся один – два раза рисунок считают себя «профессионалами», «ассами». Одним словом, ХУДОЖНИКАМИ – АЭРОГРАФИКАМИ. Хочется сказать: «ребята не торопитесь и посмотрите внимательно сначала на себя в зеркало, потом на свою мазню, потом почитайте литературу, посмотрите работы настоящих художников…» и поймете, кто есть кто на самом деле. Учитывая, что аэрография – это не только дар Божий, но и дорогое удовольствие…
Здесь противопоказано простое копирование изображения или фото, нужно постараться передать и выразить мысль художника, именно его видение. Передать законы перспективы, цветовые градации, просто ознакомиться с профильными монографиями и спросить себя овладели ли Вы элементарной техникой живописи?!